Яндекс.Метрика

Готовимся к школе

Семья на пороге школы.

СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность.

      Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

      Инициатива очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.

     Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

         Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

       Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.

      «Портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения, организованность;
  • активность, любознательность и стремление к открытиям.

      Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, и родителям в этот момент порой не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

                      Дорогие родители!

  • Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
  • Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
  • Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка.
  • Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
  • Дайте ребенку возможность раскрыться, помогите прийти к успешности.
свернуть

Психологическая готовность к школьному обучению: сущность, условия, средства формирования и развития .

 

 Уважаемые родители, предлагаем Вам материал о психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Но важно не только, готов ли ваш ребёнок к школе, важно и то, насколько вы готовы к тому, что ваш ребёнок идёт в первый класс.

Заполните, пожалуйста, тест “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу” Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

 

 

 

 

 

Всего:

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма баллов.

Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться со специалистами.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые могут  возникнуть у  ребёнка при поступлении в школу (по желанию идёт обмен мнениями по результатам диагностики).

Попробуем разобраться, что же меняется в жизни ребёнка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

  1. Ребенок начинает осваивать новый вид деятельностиучебную, но поступление в школу не означает, что он перестаёт играть, он по – прежнему значительную часть своего времени отдаёт играм (играет на перемене, может играть на уроках), у некоторых первоклассников игровая мотивация сохраняется до конца первого класса.
  2. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
  3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Попробуем вспомнить, какие компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”?

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

- мотивационную готовность;

 - волевую готовность;

 - личностная готовность

 - коммуникативную готовность.

- интеллектуальную готовность;

Все компоненты психологической готовности выступают в системе и обеспечивают безболезненное включение ребенка в режим школы и создают предпосылки для овладения учебной деятельностью.

https://disk.yandex.by/d/M6vyYynIiLJ33g

свернуть

Роль игры подготовке ребёнка к школе.

Роль игры подготовке ребёнка к школе

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни ребёнка. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

В игре дети «примеряют» на себя взрослые роли, воспроизводят отношения между взрослыми. Если родители на этом этапе будут предоставлять ребенку инициативу в выборе деятельности, не будут мешать ему фантазировать, то это будет способствовать развитию активности. Если же, наоборот, родители будут говорить, что вопросы ребенка глупы, игры бестолковы, то их ребенок приобретет чувство вины за свое поведение. Важно не столько разговаривать с ребенком, сколько играть с ним в сюжетно-ролевые игры, играть по правилам, тем самым, показывая ребенку, что все, что он придумывает, важно и интересно. Именно через игры у ребенка можно сформировать произвольность поведения (особенно важны для развития произвольности игры, в которых нужно следовать правилам), развивать его мотивацию, повышать его самооценку, объяснять различные способы поведения в разных ситуациях.

 

Недооценивать значение игры в развитии ребёнка нельзя, так как учебная деятельность формируется только с семи лет, а значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. К сожалению, роль игры часто умаляется, родители, озабоченные предстоящим поступлением ребёнка в школу, считают, что нужно заниматься с ребёнком учебными видами деятельности, а игру считают напрасным времяпрепровождением, игра зачастую подменяется другими видами деятельности: обучением письму, счёту, чтению. Эти умения часто становятся предметом родительской гордости и показателем якобы высокой интеллектуальной продвинутости ребенка. Но мы уже говорили, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребёнка, и поэтому она считается одним из условий качественной подготовки ребёнка к школе.

Игровая деятельность помогает открыть и понять ребёнку наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения. Именно в игре формируется потребность ориентации на эти функции и нормы, соотнесение с ними своего поведения. Именно в игре ребенок может моделировать социальные отношения между людьми, ориентироваться в них, именно через игру ребенок узнает, что значит быть взрослым, и что он еще - не взрослый. Тем самым игра создает одну из важнейших предпосылок будущего перехода к учению - ориентацию на социальный смысл деятельности взрослых.

В игре  есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно - ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся.

В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следуют понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнять определенные действия (сравнивать, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развиваются и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.

Старайтесь, чтобы ваш ребёнок больше рисовал, лепил, вырезал, наклеивал, конструировал. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Эти виды деятельности помогают ребёнку научиться видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение, действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано.

Учите детей  производить выбор по образцу, когда  ребенку предлагается из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом, вы подводите ребёнка к самостоятельным обобщениям, развиваете у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения. Эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными и на этапе вхождения в школьную жизнь и в последующем обучении.

Воспитывая и обучая ребёнка, старайтесь  помнить о том, что нельзя превращать занятия с ним  в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Играя с ребенком, вы можете научить его строить интересные и разнообразные сюжеты, решив проблему скуки; помочь закрепить то новое, что он узнал; сформировать умение слышать другого человека, относиться к нему как существу, имеющему собственные намерения и замыслы; развить его воображение, внимание, мышление, связную речь и т. д. Все это позволит ребенку лучше и быстрее адаптироваться к школьной жизни, освоить новую социальную позицию.

Уважаемые родители, при организации совместных игр  важно соблюдать несколько условий:

1) необходимо четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; указывать ребенку на обязательность правил игры для всех;

2) занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

3) во время игры давать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

4) варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

5) обязательно поощрять победителя игры.

В играх старайтесь поддаваться ребёнку как можно реже, это поможет привыкнуть ему к мысли, что проиграть может каждый, в том числе и он, в противном случае он будет болезненно реагировать на проигрыши, что может привести к осложнениям в отношениях со сверстниками.

         Мы уже говорили, что игра развивает  психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение, тренирует мелкую моторику руки, имеет большое значение для развития мотивационной сферы ребёнка, развития  воображения, кроме этого игра обладает и психотерапевтическим эффектом, помогает ребёнку избавиться от проблем в общении, страхов, застенчивости. …

Остановимся на примерах игр, которые направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

Предлагаемые игры и упражнения не потребуют от вас больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев вы сами сможете придумывать аналогичные. Упражнения не нужно выполнять по порядку. Начинайте  с тех, которые более интересны вам и вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к нему через какое-то время.

«4-й лишний»

Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и объяснить, почему.

  • Яблоко, груша, картофель, слива
  • Шапка, брюки, пальто, сапоги
  • Чашка, ваза, миска, ложка
  • Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
  • Стол, стул, шкаф, окно.

Простые вопросы:

  • Кто больше – кот или коза?
  • Днём светло, а ночью?
  • Небо голубое, а трава?
  • Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
  • Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?
  • Почему у всех автомобилей тормоза?
  • Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
  • Чем различаются гвоздь и винт?
  • Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
  • Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.

Развиваем память

Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Если малыш затрудняется в воспроизведении, назовите слова повторно.

  • Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
  • Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
  • Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

Учите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

Знакомство

Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.

Игра «Пожалуйста»

Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

Чего не хватает?

Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.

«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребенок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.

Развиваем речь

Просите ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).

Развиваем фонематический слух:

а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:

  • Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
  • Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
  • Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
  • Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша

Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

Мои достоинства

На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.

Противоположные слова

Предложите ребенку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребенка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).

Объясни инопланетянину

Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и он (ребёнок) должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).

Наблюдательность

Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Сходство и различие

Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.

  1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
  2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
  3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
  4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
  5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
  6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
  7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.

Что нового?

Подумайте, как много новых и полезных применений Вы можете найти для знакомых вещей. Можно комбинировать предметы и придумывать применение для их комбинации.

Чувство ритма

Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребенок должен её повторить.

Разрезные картинки

Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребенок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.

Установление связей

Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

  • - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
  • - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
  • - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
  • - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
  • - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

Невербальный подарок

Подарите ребенку воображаемый подарок, показывая жестами и мимикой, что вы дарите. Теперь пускай ребёнок «подарит» что-то Вам.

Детям очень нравятся занимательные вопросы, игры-шутки.  Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительных процессов, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

  Мы предлагаем вам примеры таких игр.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то...
  • Мальчик моет руки, потому что...
  • Если переходить улицу на красный свет, то...
  • Автобус остановился, потому что...

Закончи предложение.

  • Музыку пишет... (композитор).
  • Стихи пишет... (поэт).
  • Людей лечит (врач).
  • Горные вершины покоряют... (альпинист).
  • Обед варит... (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять. Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать  и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыплят.
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

         Таким образом, подготовку ребёнка к школе необходимо вести посредством игры, не существует подразделения игр на главные и второстепенные: все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению и воспитании будущего школьника.

свернуть

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.

Компонент психологической готовности к школе - интеллектуальная готовность. Большинство родителей считают его главным и сводят к обучению ребёнка  чтению, счёту, письму. Но это не так. Иногда ребенок не умеющий читать, писать, показывает лучший уровень готовности к школе, чем его сверстник, умеющий читать, писать, считать.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием познавателных процессов, способностьребёнка  обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живёт;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели, частей суток;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • различать диких и домашних животных;
  • устанавливать простейшие родственные связи;
  • ориентироваться во времени и пространстве и др.

  Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений, которые вы можете выполнять с ребёнком дома:

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в печатном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

Развитие памяти детей.

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен, задавайте наводящие вопросы.
  • Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Мышление (общее развитие) – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определённый запас знаний, но и умел им воспользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Ему следует чаще задавать вопросы типа: «А что если…», «Как ты думаешь, почему…», «Что будет, если…»  Учите ребёнка:

  • сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;
  • описывать различные свойства окружающих его предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков;
  • находить противоположные по значению понятия;
  • определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Для развития  восприятия научите ребёнка:

  • различать цвета и их оттенки;
  • различать форму предметов и геометрические фигуры;
  • делить фигуры на 2,4 равные части;
  • сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами,  какой предмет больше или меньше; длиннее или короче; выше или ниже; шире или уже;
  • измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки);
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение слов вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, месяцы года, поры года.

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Желательно, чтобы у ребёнка было чистое звукопроизношение, он  умел пересказать текст, рассказ, составить рассказ по картинке, правильно построить предложение, согласовать слова в роде, падеже, числе.

     Таким образом, вы видите, что интеллектуальная готовность не сводится только к обучению ребёнка определённым умениям и навыкам, а включает в себя развитие познавательных процессов и мыслительных операций, формирование представлений ребёнка об окружающей действительности, развитие речи и подготовку к овладению чтению и письму.

свернуть

Коммуникативная готовность.

 

Большое значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.   Ребёнок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придётся, наряду с освоением новой для него роли ученик, а определиться и  в системе взаимоотношений детей класса, найти  своё место в ней. Качества, от которых зависит умение ребёнка вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту – коммуникативной или социально-психологической готовности к школе.

Коммуникативная готовность - это наличие у ребёнка навыков социального общения. Она проявляется в умении устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умении войти в детский коллектив, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить, т.е. ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя их на основе усвоения общественных норм поведения.

Ваш малыш должен понимать разницу в общении со взрослыми (знакомыми и незнакомыми), с родственниками и с учителями, владеть нормами этикета (ребенок должен уметь вести себя за столом, приводить в порядок одежду, здороваться и прощаться, понимать, что есть своё и чужое и уметь обращаться с этим и др.), знать, что общение на перемене и общение во время урока - разные вещи. Всё это поможет ребёнку адаптироваться в школе, установить ровные, спокойные отношения со сверстниками и учителем.

Ведущая роль в формировании коммуникативной готовности  принадлежит семье. Личный пример отношений родителей с окружающими (родственниками, соседями, знакомыми, незнакомыми) служит основой формирования коммуникативной компетентности ребёнка. Дети очень часто копируют манеру поведения взрослых, их стиль отношений с окружающими, поэтому и в отношениях с ребёнком, и с  членами семьи старайтесь проявлять терпение и такт. Говорите с ребенком о том, что он не обязан и не может дружить со всеми своими новыми одноклассниками, но что нужно уметь поддерживать контакт со всеми ними, даже теми, кто по какой-либо причине не нравится. Интересуйтесь у ребёнка, какие у него отношения с детьми (например, в школе, в детском саду), почему хорошие или плохие. Анализируйте с ребёнком его поступки, помогайте ему понять, что он сделал неправильно, проигрывайте, как  можно было поступить по-другому. Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками), стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх. Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества, а также и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём). Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

свернуть

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность ребенка к школе.

  Личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, которые помогут  ребенку самоопределиться в школе, осмыслить своё новое положение, свою новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА». И, самое главное,  ребенок должен понять и принять новую роль школьника, у него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника.

   В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные свойства – так называемые личностные новообразования. Они называются «новообразованиями» именно потому, что только-только появились, и поэтому являются ещё «хрупкими» незакреплёнными качествами личности. И от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе

Вот эти новообразования:

1) новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую  роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»);

2) возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности);

3) формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Теперь об этих новообразованиях подробнее.

    Новый уровень самосознания выражается в осознанной потребности выполнять социально значимую деятельность. Ребенок с самого своего появления на свет является членом общества, но довольно долго он этого не чувствует, не осознает. Он живёт в своём ближнем окружении.

      В 6-7 - летнем возрасте у детей назревает потребность в деятельности, которая в глазах других  людей была бы важной, ценимой. Ребёнку недостаточно быть значимым и ценным для мамы, папы, ему хочется более высокого полёта, общественного признания, чтобы мама им гордилась. Это нормальное состояние – это тяга к взрослости.

    Что вы можете сделать? Рассказывая о привлекательных сторонах статуса школьника, не забывайте сделать упор на новом уровне доверия («Ты уже большой и можешь сам принимать многие решения – подготовиться к занятиям или посмотреть мультики») и новом уровне ответственности («Но ты сам будешь отвечать за последствия этих решений»). Конечно, вы не оставите ребенка один на один со своей новой «должностью», со всеми его правами и обязанностями. Вы будете рядом, направлять, организовывать, но пусть он постепенно привыкает к самостоятельной организации своей учебной деятельности и самоконтролю.

    В возрасте 6-7 лет у ребенка появляется такое новое личностное образование – как соподчинение мотивов поведения. Когда один мотив поведения (например, помочь маме) главенствует над другим мотивом (побежать играть на улицу). Поэтому ребенок старательно будет помогать маме, а не побежит на улицу, оставив просьбу мамы без внимания.

     Следующее новообразование - способность к самооценке. Самооценка ребенка 6-7 лет, как правило, завышенная – это нормально. В этом возрасте оценка себя говорит скорее о желаемом, чем о действительном положении дел. Ребенок искренне считает, что он сильный, красивый, хороший, только потому, что очень хочет таким быть. Как говорят психологи у ребенка «Я - желаемое» подменяет «Я - реальное». Но это только в том случае, когда в семье положительный, доброжелательный микроклимат. Если это не так – то в самооценке происходит другая подмена «Я-называемое» подменяет «Я -реальное». Это значит, что то, как мы называем своего ребенка, то, что мы ему о нем говорим – становится опорой и источником его выводов о самом себе – своей самооценки. «Ты неряха, ты трусливый, ты ничего не умеешь», – не важно со злобной или ласковой интонацией это говорится – подобные реплики, становятся той «базой данных», на основе которой ребенок производит оценку самого себя.

     Как это скажется на школьной жизни, догадаться не трудно. Неверие в свои способности, в свои силы, боязнь сделать ошибку прямым образом отразится на освоении ребёнком учебной деятельности. Низкая самооценка всегда сопровождается повышенной внутренней тревожностью, она в свою очередь будет мешать усвоению учебного материала. Неуверенные в себе дети чаще всего становятся непопулярными в коллективе, и это только усугубляет их положение – к неверию в свои способности к учёбе прибавляется в сомнение в своей интересности как собеседника, товарища по играм, друга.

    Хорошо, если такому ребенку попадётся мудрый учитель, который в неуверенном запинающемся при ответе малыше заметит способную, светлую голову, – такой учитель найдёт способы раскрыть талант ученика, заставит его поверить в себя и даст ему дорогу в будущее.

      Другой педагогическая недальновидностью родителей – является захваливание своего чада, и завышение и без того высокой в этом возрасте самооценки. Повышенное внимание окружающих только к успехам ребенка в ряде случаев приводит к образованию устойчиво высокой самооценки, к самолюбованию и серьёзной переоценке своих возможностей. Попадая в школу, такой «звёздный ребенок» испытывает настоящий шок от того, что кто-то другой (учитель или ученики) не дают ему столь высокой оценки как его домашние. Плохие отметки или замечания учителя могут провоцировать истерики, вспышки озлобленности. Ребенок обвиняет в своих неудачах учителей (придираются, несправедливы), переживает чувство зависти к более высоко оценённым одноклассникам.

    Узнать, какая у ребёнка самооценка  поможет простой тест: нарисуйте на бумаге лесенку (7 ступенек) и скажите ребенку, что на нижней ступени лестницы находятся самые глупые детки, а на верхней - самые умные (красивые, сильные, здоровые и пр.), и предложите нарисовать себя на лестнице. Где он разместит себя? Попросите нескольких членов семьи независимо друг от друга провести этот тест с ребенком. С кем он нарисует себя выше, с кем ниже? Соответственно, вы определите не только самооценку малыша, но и то, кто из близких завышает или занижает его восприятие себя.

     Говорить о личностной готовности ребенка к школе можно тогда, когда наблюдается более или менее частое преобладание познавательно-учебных мотивов над игровыми мотивами. Однако, уважаемые родители, не надо забывать, что игра в этом возрасте все ещё занимает более сильные позиции в интересах ребенка, чем учебная деятельность (мы уже об этом говорили). С этим не надо бороться, этим надо пользоваться. У ребенка познавательно-учебный мотив одерживает верх тогда, когда он обещает превратиться в игровой  (например, он не хочет учиться писать цифры, но он согласится писать их на карточках, если эти карточки нужны для игры в лото). Поэтому невозможно сформировать познавательно-учебный мотив, не заинтересовав ребенка перспективами, которые откроются перед ним с получением новых знаний и умений. Когда ребенок не хочет чему-либо научиться, это не значит, что он ленится, он просто не видит в этом смысла.

     Что вы можете сделать?

   Ваша задача найти привлекательную для ребенка форму обучения. Многие дети терпеть не могут писать буквы в прописях, но с удовольствием вписывают их в клеточки сканворда, который разгадывает мама или папа. Честно скажу, что в начале вам, дорогие родители, будет с непривычки трудно находить привлекательные формы учебной деятельности – но если вы настойчиво продолжите их искать, вы поразитесь многообразию способов, благодаря которым ученье будет в радость вашему ребенку.

свернуть

Волевая готовность ребёнка к школе.

 Волевая готовность ребёнка к школе.

       С поступлением в школу ребёнок попадает в совершенно новые условия.  Он должен в течение 35 минут работать на уроке (уроков в первом классе обычно 4), выполнять требования учителя, подчинять своё поведение правилам и нормам школьной жизни, считаться с мнением других людей – одним словом, ребёнок должен делать то, что ему не всегда хочется.

      Для первоклассника это будет очень трудной задачей, если у него не сформировано умение выполнять работу по образцу, по инструкции; умение работать по правилам, умение управлять своим поведением т.к. – всё это необходимо  для того, чтобы успешно адаптироваться к новым психо–социальным условиям.

     Таким образом, волевая готовность предполагает  у ребёнка наличие умения ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определённые усилия; оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

     Ребёнок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие предметы тебе понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень»

     Определить, насколько у ребёнка развита волевая сфера несложно: обратите внимание на то,

 - может ли ребёнок сосредоточено (в течение 10-15 мин и больше) заниматься каким - либо одним делом: рисовать, лепить, конструировать и др.;  

 - как охотно и быстро он выполняет ваши просьбы,

 - трудно ли его уговорить выполнить то, что не особо ему нравиться;

 - умеет ли он работать по инструкции, образцу;

 - насколько в его реакции понятие "надо" превалирует над понятием "хочу "(к школе малыш должен чётко различать важность "нужных" дел и уметь соразмерять свои желания с тем, что делать нужно и необходимо).

    Формированию  и развитию произвольной сферы способствуют такие виды деятельности, как конструирование, рисование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисунке. Это вовсе не означает, что можно сказать ребёнку: «Иди, играй с конструктором или рисуй». Здесь большое значение играет совместная деятельность с ребёнком, причём в игровой форме. Если вы решили заняться конструированием, начните с работы по образцу (например, предложите образец дома), деталей должно быть больше, чем необходимо для конструирования, ребёнок должен осуществить правильный выбор, соотнося их по форме, размеру и цвету. Обратите внимание, как работает ребёнок: ориентируется на образец или действует методом «проб и ошибок», какие эмоции проявляет, если у него, что-то не получается; обращается ли за помощью, и самое главное, выполнил ли он задание  до конца. Сравните построенный дом с образцом, если вы увидели, что ребёнок допустил  много ошибок, предложите ему их исправить и посмотрите на его реакцию.

    Для развития умения действовать по образцу предложите ребёнку срисовать какую-нибудь картинку, вместе сравните полученный рисунок с оригиналом. Одним из распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к учебной деятельности, является «Графический диктант». Ребёнку даётся образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить рисунок. Другой вариант: предложить ребёнку выполнить упражнение на слух, диктуя последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлением (влево-вправо, вверх-вниз).

       В свободное время  чаще играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию саморегуляции: «Да» и «Нет» не говорить», «Запрещённое движение», «Четыре стихии», «Тишина»,   «Расскажи стихи руками»,  «Зеркало» и  др.

     Во время игр наблюдайте  за поведением ребенка: следует ли он правилам игры; как ребенок устанавливает контакты; считается ли с другими как с партнёрами; умеет ли управлять своим поведением; требует ли уступки от партнёров; бросает ли игру при неудаче.

            Не вмешивайтесь, если ребенок не просит о помощи и справляется с заданием сам.

Уважаемые родители, старайтесь, чтобы занятия проходили на положительном эмоциональном фоне: избегайте негативной оценки деятельности ребёнка в целом, акцентируйте внимание на том, что у него получилось. И ещё, желательно, чтобы ребёнок придерживался распорядка  дня, и у него были свои обязанности по дому – это организует ребёнка и способствует развитию произвольности поведения. А если у ребёнка что-то не получается, рассказывайте ему  о том, что ошибки случаются у всех, что в этом ничего страшного нет, что нужно уметь начать сначала или пойти дальше, а не отдаваться отчаянию и злости. Поощряйте проявление самоконтроля и собранности даже в том случае, если ребенку что-то не удалось сделать правильно.

свернуть

Мотивационная готовность ребёнка к школе.

Мотивационная готовность.

    Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.  Она  включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, к учёбе. Обычно дети к поступлению в школу относятся положительно, с удовольствие демонстрируют свои знания и умения.  Одни хотят идти в школу, чтобы узнать что-то новое, интересное, чтобы стать взрослыми, чтобы хорошо учиться. Других привлекает внешняя сторона школьной жизни: наличие атрибутов школьника (ранец, учебники, и др.); общение с одноклассниками, игры на переменах и др. Мотивы у всех разные у одних - учебные, у других – внешние, у третьих – игровые, но отношение к школе обычно положительное.

    В процессе беседы с ребёнком определить  его отношение к школе.  Игра «Неоконченные предложения» поможет выявить, что ребёнок знает о школе, предпочитаемые виды деятельности. Взрослый бросает ребёнку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по-своему усмотрению. Начала предложений могут быть следующими: «Дети в школе…»,   «Урок – это …», «В школе  я буду ...», «На уроках…»,  «На переменах…» и др.  Если обнаружилось, что ребёнок имеет о школе весьма приблизительное представление, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у ребёнка мотивационной готовности.

 Очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учёбой. С этой целью необходимо объяснить ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

       Что  же делать, если ребенок не хочет идти в школу? 

     Прежде всего, постарайтесь понять причины нежелания. Возможно, кто-то из взрослых нелестно отзывался при ребёнке  о школе, поэтому важно, чтобы ребенок получал только позитивную информацию о школе, избегайте запугивания ребенка школой. Если у вас есть старшие дети, которые ходят в школу, избегайте критики, порицаний в их адрес в присутствии дошкольника. Рассказывайте интересные случаи из своей школьной жизни. Смотрите вместе с ребенком фильмы, мультфильмы о школе, читайте книги о школе. Играйте с ребенком в школу.

       Если ваш ребенок не хочет идти в школу, потому что там нужно будет заниматься, учить уроки, то возможно, он просто устал от  занятий  дома. Тогда пусть ребенок дома отдыхает, не нагружайте его лишними занятиями. Мы уже говорили, что заниматься с ребенком лучше в форме игры. Лучше сказать «пойдём поиграем», чем «пойдём позанимаемся». И ни в коем случае, не нужно стремиться усадить ребенка за занятия, тем более не использовать угрозы и наказания за плохое выполнение задания. Это приводит к нежеланию идти в школу.

      Возможно, ребенок не хочет в школу в связи с тем, что у него не получается выполнение заданий на занятиях в саду, а отсюда нет интереса  к занятиям. В этом случае нужно создать для ребенка ситуацию успеха: для этого можно подойти  к воспитателю и попросить, чтобы на занятии он спросил у ребенка определённый вопрос, который вы подготовите дома.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”, но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учёбы.

          Бывает и так, что ребенок, несмотря на все усилия родителей, все равно не хочет в школу. В этом случае не нужно винить ребенка. Лучше помочь ребенку обрести уверенность в том, что, если ему будет трудно, родители ему всегда помогут, поддержат.

 

свернуть

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению

Готов ли ребёнок к школе? Этот вопрос перед поступлением в школу волнует большинство родителей. Если ребёнок посещает детский сад, подробную консультацию по вопросу готовности ребёнка к школе вам дадут специалисты, работающие в нём: педагог – психолог, дефектолог, воспитатель. Определить, насколько ребёнок подготовлен к школе по тем или иным параметрам можно и самому. Для этого нет необходимости подбирать специальные тесты и загружать ими ребёнка, это можно сделать в процессе совместной деятельности с ребёнком с помощью игр и упражнений.

Выявить представления ребёнка о школе поможет простой тест «Что я знаю о школе», отношение к школе «Хочу ли в школу» (родителям предлагаются распечатки тестов). Результаты тестов могут Вас несколько разочаровать. Не отчаивайтесь. Помните: ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Мы уже говорили, что ребёнок, поступающий в школу, должен обладать определённым запасом знаний о предметах и явлениях окружающей действительности (родителям предлагается памятка «Что необходимо знать будущему первокласснику»). Определить уровень осведомленности ребёнка об окружающей действительности поможет беседа, она может проводиться в соревновательной форме, например, «Я знаю, ты знаешь».

Остановимся более подробно на диагностике интеллектуальной готовности к школе, она включает в себя развитость памяти, внимания, мышления, восприятия, сформированность представлений о пространстве и времени.

            Для развития и диагностики интеллектуальной готовности применяются: логические игры; игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка; игры, развивающие внимание и память; игры, развивающие двигательную сферу ребенка; игры, развивающие ориентацию в пространстве и др.

Для успешного обучения в школе необходима хорошая память. Ребёнку предстоит запоминать большой объём информации, воспроизводить её частично или полностью (в зависимости от учебной ситуации). Школьник с низким уровнем развития памяти испытывает трудности в запоминании и усвоении учебного материала, на уроках постоянно нуждается в стимулирующей помощи, так как плохо запоминает задания, которые даёт учитель на уроке. Испытывает трудности в заучивании стихов, правил, при произведении счётных операций. На начальном этапе обучения может испытывать затруднения в запоминании букв, цифр.

Для выяснения того, насколько хорошо у ребёнка развита память, назовите 10 слов (например, дом, лес, стол, река, брат, шум, снег, мяч, луч, окно) и попросите ребёнка их повторить. Результаты запишите. Задание повторите 4 раза и каждый раз просите повторить  слова. Результаты теста таковы:

 - если с первого раза  ребёнок повторил не менее 5 слов, а после 3-4 раз 9-10 слов  и при каждом последующем прочтении воспроизводит слов больше, чем до этого  - у вашего малыша прекрасная память; если с первого раза ребёнок запомнил менее 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом последующем прочтении называл не больше слов,  чем в прошлый раз – его память нужно тренировать.

Память хорошо тренируется в результате упражнений: учите с ребёнком как можно больше стихов, просите пересказывать прослушанные тексты, задавайте вопросы по прочитанному,  чтобы выяснить, понимает ли ребёнок прочитанное или заучивает механически. Попросите ребёнка вспомнить, что он видел интересное во время прогулки. Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитию памяти способствуют следующие игры:

«Восстановить пропущенное слово»: читается ряд слов: сахар–пуля-ящик-рыба-танец-груша, затем слова читаются снова, одно опускается, дети должны восстановить пропущенное слово; эта игра на развитие слуховой памяти

«Запомни картинки», «Что изменилось» - эти игры на развитие зрительной памяти;

 «Птица – зверь – рыба»: вы  называете одно из трех слов, ребенок должен в ответ назвать представителя того или иного рода, повторять названные ранее слова  нельзя: например, птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь, можно брать разные родовые категории (овощи, мебель, фрукты, транспорт и т.д.).

Развитое внимание является  одним из условий  успешного обучения в школе.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь сосредоточено (не отвлекаясь) в течение 10-15 минут работать над заданием, т.е. уметь концентрировать внимание; держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию – иметь достаточный объём внимания; контролировать соблюдение всех условий выполнения какого-либо учебного задания,  выделять из отвлекающего окружения только ту информацию, которая необходима для работы, т.е. уметь распределять внимание.  

Это должно быть в идеале, однако достаточно часто внимание  детей 6-7 лет еще слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво, поэтому необходимо с ребёнком проводить работу по развитию внимания.

Недостаточное развитие внимания может привести к следующим последствиям в учебной деятельности:

- недописывание слов, предложений;

 - пропуск букв, слогов, слов при списывании;

 - пропуск строчки при чтении, потеря строчки;

 - замена букв;

 - плохое запоминание материала;

 - трудности при усвоении нового материала и др.

Для диагностики внимания вы можете предложить ребёнку следующие игры «Догони и поймай букву» (вам понадобиться страница с крупным шрифтом, отметьте на ней какую-либо букву и попросите ребёнка, просматривая строчки слева направо, вычёркивать эту букву каждый раз, когда она встретится); «Кодирование», «Найди похожее», «Назови по порядку»,  «Графический диктант» и др., если ребёнок при выполнении этих и подобных заданий допускает много ошибок, то необходимо вести работу по развитию внимания. Не огорчайтесь, все свойства внимания значительно развиваются в результате  следующих упражнений:

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в печатном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает, устраните отвлекающие факторы.

Развитию  концентрации внимания и  умения сосредотачиваться помогают следующие игры:

«Слушаем тишину»: в течение 3 минут все слушают тишину, затем обсуждение: кто что услышал;

«Что изменилось?»: общий принцип – внесение изменений: что изменилось в комнате по сравнению с предыдущим днем? Что изменилось в расположении предметов? (ребёнок запоминают расположенные в ряд рисунки, открытки, игрушки, предметы, затем закрывает глаза, порядок расположения предметов изменяется, надо восстановить первоначальный ряд);

«Опиши предмет»: покажите ребёнку несколько предметов, через 1-2 минуты закройте их и попросите описать их (величину, цвет и т.д.);

«Зеркало»: копирование действий ведущего;

«Запрещенные движения»: повторять все движения ведущего, кроме одного,

«Лабиринты», Распутай линии»;

«Да и нет не говорите» и др.

Постепенно приучайте ребёнка к распределению внимания, т.е. учите выполнять одновременно несколько действий: например, рисовать и слушать сказку, рисовать и рассказывать, что рисует.

Для успешного обучения в школе у ребенка должно быть сформировано зрительное восприятие. Последствия несформированности зрительного восприятия проявляются уже на начальном этапе обучения в следующем:

 - ребёнок плохо различает буквы, цифры;

 - допускает ошибки при различении схожих по написанию букв

 - пропускает  буквы, слоги, слова при списывании;

 - характерно зеркальное написание букв, цифр;

 - добавляет  несуществующие элементы к буквам, цифрам.

Для диагностики зрительного восприятия попросите ребёнка составить  картинку из нескольких частей, скопировать рисунок или 2-3 слова, написанных прописными буквами. Если при выполнении заданий ребёнок допускает много ошибок (картинку из частей составляет методом «проб и ошибок», не ориентируется на образец), при копировании допускает много неточностей, то необходима работа по развитию зрительного восприятия.  Для этого можно использовать следующие задания:

 - складывать «разрезные картинки»,

 - учить сравнивать предметы между собой;

 - дорисовывать узор;

 - срисовать с образца какой-либо предмет;

 - найди такой же предмет (из 8-10 предметов, картинок, рисунков);

 - найди спрятавшихся зверей (на картинке);

 - узнавать перечёркнутые изображения др.

Мы уже говорили, что подготовленный к школе ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и времени, то есть у него должны быть сформированы пространственно-временные представления. Будущие успехи ребенка в математике, геометрии, русском языке напрямую связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за пространственное восприятие.

Обратите внимание на сформированность пространственных представлений у ребенка: знание «право» – «лево», «сзади» – «спереди», «слева» – «справа»; понимание предлогов «в», «на», «над», «под», «из-под»,  «за», «у», «из-за», «между», «перед», «около» (например,  положи игрушку слева от себя,  дотронься до моей левой руки и т.д.). Чтобы узнать, умеет ли ребёнок ориентироваться на листе бумаги, попросите его нарисовать круг в середине листа, квадратик в правом верхнем углу, треугольник в правом нижнем углу и т.д.

Последствия несформированности пространственных представлений проявляются в учебной деятельности следующем:

  • трудности в ориентировке на листе бумаги;
  • буквы пишутся неправильно, зеркальное изображение букв, цифр;
  • ошибки при письме;
  • замены схожих по написанию букв (к-х, б-д, щ-ш), цифр (6-9, 5-3, 3-8);
  • слова, примеры часто выходят за поля;
  • счет дается с трудом и др.

Для формирования пространственных представлений у ребёнка придумывайте и рисуйте вместе с ним  план двора, детской площадки, квартиры. Предлагайте выполнять упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве.

Обратите внимание на сформированность временных представлений у ребёнка: знание времен года, дней недели, месяцев. Ребенок должен знать и усвоить понятия «до» и «после»: какое время года до зимы, после зимы; после чего наступает лето, какой день недели перед четвергом, какой после пятницы; понимать понятия «завтра», «вчера», «послезавтра». Знакомьте ребенка с понятием время, используя при этом обычные часы.

            Мы уже говорили, что интеллектуальная готовность к школе не ограничивается  определенным набором  знаний ребёнка в той или иной сфере, главное, чтобы он  умел ими воспользоваться, знал, где их можно применить. Важно, чтобы ребёнок умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий, то есть у него должны быть сформированы основные мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ и синтез.

Для выяснения того, насколько у ребёнка развиты мыслительные операции, предложите ребёнку следующие задания «Четвёртый лишний» (исключение лишнего понятия, предмета и объяснение почему); «Назови одним словом» (зима, весна, лето, осень – это, василёк, колокольчик, ромашка, незабудка – это…), «Дополни» (конкретизировать обобщающее понятие: фрукты – это…, транспорт – это); «Сравни предметы» (чем похожи, чем отличаются предметы).

Для развития мыслительных операций учите ребёнка:

  • сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;
  • описывать различные свойства окружающих его предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков;
  • находить противоположные по значению понятия;
  • определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Стимулируйте познавательную активность ребёнка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребёнка, даже если они вам кажутся  «детскими», чаще сами задавайте ребёнку вопросы типа: «Почему ты так решил?», «Что ты можешь сказать о …?», «Как ты думаешь…?» и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели, какие игры и упражнения вы можете  использовать для диагностики и развития познавательных процессов ребёнка.

свернуть

Что должны знать родители при подготовке детей к школе.

Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.
развернуть

Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.

Представим систему важнейших требований, которым должен удовлетворять дошкольник, приходящий в школу.

  1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек семилетнего возраста в стране. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения маленького ученика к школе и к товарищам.
  2. Владение достаточным объемом знаний, т. е. наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе. В основном это чувственный опыт, представления, некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и ряд сведений общего характера (о труде людей, о родной стране, о праздниках, вере, традициях, обрядах). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («удаленность», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве) и о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»). Кругозор семилетнего ребенка включает элементарные представления о количестве, о числовом ряде, о множестве, о равенстве и неравенстве и т. д.
  3. Все большее значение в последние годы в плане подготовки детей к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой). Необходимо владеть и рядом умений. Среди них особенно важны умение слушать речь, объяснение, указания воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредоточиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы.
  4. Важнейшим показателем подготовленности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать, прямо обращенную к нему речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей; умение подбирать и произносить слова; умение выделять в словах некоторые указанные взрослым звуки; умение различать на слух сходные звукосочетания. Детям надо уметь правильно строить предложения. Особое значение имеет четкость и членораздельность устной речи. Любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма.
  5. Для предстоящего овладения письмом в школе крайне важно развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством родителей выполняют различные упражнения: рисуют, наносят на рисунки штриховку, вырезывают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т. д.
  6. Дети должны быть подготовлены к совместной с товарищами работе и жизни: уметь слушать и не перебивать другого, помочь товарищу в трудный момент, не только уметь считаться с желаниями других, но и отстаивать свою правоту, если она соответствует установленным нормам и правилам поведения. Привычки нравственного поведения, гигиенические, культурные и учебные навыки, выработанные в семье, позволят семилетнему ребенку «бескризисно» перейти в новый период его жизни.
  7. Очень важно, чтобы у детей ко времени поступления в школу уже были сформированы желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. На этой основе в процессе учебной работы ребенка в школе у него могут быть воспитаны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от плодотворного и систематического умственного труда.
свернуть