Яндекс.Метрика

Советы учителя-дефектолога

С 2010 учебного года в государственном учреждении образования «Детский сад № 110 г.Витебска «Зорачка» был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП). Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте государственного учреждения образования «Ясли-сад №110 г.Витебска» осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), на основании «Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011г. №131, в соответствии с методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно- педагогической помощи» от 25 мая 2012г, инструктивно-методическими письмами министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» от 24 июня 2020г. и писем предыдущих лет.

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно- педагогической помощи воспитанникам учреждения дошкольного образования, осваивающим содержание учебной программы дошкольного образования и имеющими стойкие или временные трудности в её усвоении.

Задачи учителя-дефектолога в ПКПП

1. Обследование воспитанников дошкольного образования, выявление детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи; изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым из них.

2. Развитие психических процессов и мыслительных операций воспитанников, формирование произносительной стороны речи детей; развитие фонематического слуха, понимания обращенной речи, развитие общей и мелкой моторики детей; воспитание личности ребёнка в различных видах деятельности, развитие эмоционально-волевого регулирования поведения детей;

3. Тесное взаимодействие с родителями, педагогическими и медицинскими работниками, психологом, специалистами ВГЦРО и Р по преодолению проблем в речевой и познавательной деятельности воспитанников.

В 2020/2021 учебном году образовательный процесс в ПКПП в государственном учреждении образования «Ясли-сад №110 г.Витебска» осуществляется по обновлённому содержанию учебной программы дошкольного образования с учётом содержания направлений развития воспитанника, которые реализуются посредством содержания образовательных областей « Развитие речи и культура речевого общения», «Подготовка к обучению грамоте». Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста как с тяжёлыми, так и с лёгкими речевыми нарушениями, которые исправляются в условиях ПКПП, включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии, что предполагает развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом. Данная пропедевтическая работа обеспечивает преемственность коррекционной направленности образовательного процесса с детьми с нарушениями речи на уровне дошкольного образования и на I ступени общего среднего образования.

Занятия в ПКПП проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий воспитанниками составляет 2-4 раза в неделю. Оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляет два учителя-дефектолога: Зубович Татьяна Николаевна и Щемелева Наталья Анатольевна.

Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельном кабинете, расположенном на 3 этаже государственного учреждения образования ««Детский сад № 110 г.Витебска «Зорачка»», который оснащён оборудованием для подгрупповых и индивидуальных занятий.

График работы кабинета:

8.00 -12.00;

15.00-19.00;

суббота, воскресенье-выходной.

График консультаций:

Зубович Татьяна Николаевна

13.00-13.30 каждый второй вторник месяца консультации для педагогов

14.30-15.00 каждый второй четверг месяца консультации для родителей

Щемелева Наталья Анатольевна

13.00-13.30 каждый последний четверг месяца консультации для педагогов

14.30-15.00 каждую последнюю среду месяца консультации для родителей

 

С учётом педагогической квалификации речевых расстройств в ПКПП комплектуются следующие группы воспитанников с нарушениями речи:

- с фонетическими нарушениями (дислалия, дизартрия);

-с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи;

Зачисление воспитанников в ПКПП осуществляется приказом заведующего и на основании следующих документов:

- заключения ГУО «ВГЦКРО и Р»;

- заявления законного представителя воспитанника;

Для получения заключения ГУО «ВГЦКРО и Р» необходимо записаться по телефону 66-13-94 (приёмная) на психолого-медико-педагогическое обследование. При себе иметь: выписку из медицинской карточки, характеристику на ребёнка, рисунок ребёнка.

Адрес ГУО «ВГЦКРО и Р»: г.Витебск, ул. 26 Июня, д.5.

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия с учителем-дефектологом, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете у учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искаженно. Значит процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе, так называемой, «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизаций поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 мин в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем- дефектологом звуки.
развернуть

Общие положения

Автоматизировать звук- это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно- рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушится.

  К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, так как это приведёт лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

  У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и так далее.

  Автоматизация звука осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

  Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

-автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах ( в начале слова, в середине слова, в конце слова);

-автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

  В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при  закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

  Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи , на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

  Главная задача автоматизации звуков- постепенно. Последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Ум на кончиках пальцев

  Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации- прикосновения. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

  Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребёнок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Чем же можно позаниматься с малышом чтобы развить ручную умелость?

* запускать пальцами мелкие волчки.

* разминать пальцами пластилин, глину.

* катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

* сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утором он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

* делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые  взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

* двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала  медленно, как  будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводите сначала правой рукой, а потом левой.

* показать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре, пять.

* барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

* кистями рук делать «фонарики».

* хлопать в ладоши тихо и громко, в  разном темпе.

* собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

* нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

* наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

* завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

* застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

* игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

* складывание матрёшек.

Пальчиковые игры для детей

«Многоножки»

  Перед  началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом заданном направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки»

  Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только два пальца: указательный и средний. Остальные пальцы к ладони. Можно  устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки.

«Слоны»

  Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные - в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре лапы. Возможны также гонки слонов.

«Ласковые лапки»

  Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и так далее.  Все это выкладывается на стол

. ребенку предлагается оголить руку по локоть, объясняется. Что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

 Весёлые пальчиковые игры

  Главная цель пальчиковых игр- переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействуют на умственное развитие ребёнка.

  Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического восприятия. Стихи, которые вы здесь найдёте, придуманы для тех, кто охотно воспринимает все новое, кто старается сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным.

   Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы рук. Где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

   Любые приёмы - постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, лёгкий массаж предплечья- несут ребёнку только здоровье и развитие.

 

 

                                                                                                                                    Подготовил  учитель-дефектолог Т.Н. Зубович

 

 

 

 

свернуть

Вкусная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика помогает тренировать мышцы губ, нижней челюсти и языка, в результате чего у ребёнка корректируются речь и вырабатывается правильное произношение. Приведённые далее упражнения развивают подвижность артикуляционного аппарата, направленной как на общее речевое развитие, так и на преодоление уже сложившихся нарушений дикции.
развернуть

Вначале предложите ребёнку самые простые упражненияпостепенно переходя к более сложным. Если какое-либо упражнение даётся ребёнку с трудом не отчаивайтесь. Дождитесь, пока ребёнок сможет выполнить упражнения, вызвавшие у него затруднения.

Поскольку ребёнок не может видеть своего лица и советы взрослого не всегда ему понятны, артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом. Чтобы занятия стало интересным и увлекательным, она, прежде всего, должно быть игровым. Часто, особенно в малом возрасте ребёнок ещё не осознаёт, что гимнастика ему необходима, поэтому постарайтесь заинтересовать его, вместе выполните упражнения.

Будьте терпеливы и спокойны с ребёнком, и всё получится точка занимаетесь ежедневно по 7-10 минут, каждое упражнение Повторяйте по 3-5 раз.

https://disk.yandex.by/i/GJBH7R5rgHwGtA

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи детей.

Довольно часто родители отдают ребёнка в учреждение образования потому, что «детей там учат». Это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос- чему учить? Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни.
развернуть

  Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические темы- «одежда», «посуда». «мебель», «игрушки» и так далее, а также игры « Мишка одевается», « Я мою посуду», «Я убираю в квартире» и так далее. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

   Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку. Ещё когда им это по возрасту не положено. К всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребёнок, говорящий ,к примеру, о жевательной резинке : «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше. Чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания «Какая собачка?», «Какой автобус?», «Какая погода?». Ваша цель- ребёнок говорит много и правильно. Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки).Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.

  Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величавое, другое - весёлое, третье - грустное. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка), Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы. В каждом есть неповторимое отличие.

   Можно сыграть с ребёнком в игру «Что, на что похоже, и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?» Отвечайте сами. Но слушайте внимательно и ребёнка. Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

   Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли. Что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

   Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

   Для развития речи ребёнка и формирования  интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.  Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

  Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

  Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

  Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

  Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость. Талант и невежество. Детей необходимо обучать  дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

 

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог  первой

квалификационной категории

Зубович Татьяна Николаевначс

свернуть

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
развернуть

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

   Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

   В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

   Взрослый. Какое сейчас время года?

   Ребёнок. Весна.

   Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

   Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

   С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   Взрослые  в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).

   Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

   Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

   Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает  тему диалога. Например, «Знакомство».

  Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.

  Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

  Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.

  Взрослый. Арсений, мама дома?

  Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.

 

  Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.

   Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине?  и так далее), придумывать сказки на заданную тему.

   Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».

   Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в  какой  последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

   Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

  

  После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.

   Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

   Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».

   Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том,  что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

   Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

   Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»

   Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»

  Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог  первой

квалификационной категории

                                                                                                                                            Зубович Татьяна Николаевна

свернуть

Учитель-дефектолог

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
развернуть

Что делает учитель-дефектолог?

 

Учитель-дефектолог  - это квалифицированный специалист, работающий в  ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) учреждения дошкольного образования с категорией детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.

Широко распространенное мнение  о том, что учитель-дефектолог только «ставит» звуки, т. е. исправляет неправильное произношение, не совсем так.

Целью коррекционно-развивающего обучения является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ  в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие физического и фонематического слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция произношения.

В ходе коррекционной работы решается ряд других задач:

  • развитие познавательной сферы ( внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование предпосылок обучения грамоте;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

 

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?

 

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 

  1. Заявления законного представителя ребенка.
  2. Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

 

! Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

 

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

 

В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);  - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень);

- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

 

В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет (старшая группа), которым через год поступать в школу.

 

Как часто проводятся коррекционные занятия и  в какой форме?

 

Как часто проводятся с вашим ребенком коррекционно-развивающие занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 

Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

 

Нужно ли выполнять рекомендации специалистов и как?

 

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия со специалистами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 

Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций специалиста. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

 

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

свернуть

Советы учителя-дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
развернуть
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

 

свернуть

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША СЛЫШАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребенка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их. Например: мама читает ребенку стишок, а он повторяет за ней лишь звуки, данные в скобках. Регулярно выполняйте с ребенком следующие упражнения и результат, не заставит себя долго ждать.
развернуть

                  Упражнение 1

Пролетел веселый жук(Ж –Ж-Ж) Зазвенел комарик вдруг (З-З-З), Ветер ветки раскачал (У-У-У), Шарик громко зарычал (Р-Р-Р)! Зашумел в воде камыш(Ш-Ш-Ш)! И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).

 

Упражнение 2

(Ш-Ш-Ш) – шуршит опавший лист. (С-С-С) – змеиный слышен свист. (Ж-Ж-Ж) – шмели в саду  жужжат. (Р-Р-Р) – моторы тарахтят.

 

    Упражнение 3

 

Маша заблудилась

                    Плачет Маша: (А-А-А), А волчище: (У-У-У)! Страшно Машеньке в лесу, Позовем ее: (А-У)!                                           

Упражнение 4

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р), Вороны кричат: (КАР-Р-Р), Кони хрипят: (ХР-Р-Р), Ставни скрипят: (СКР-Р-Р), Холодно мне: (БР-Р-Р).

      

      Упражнение 5

 

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р). Трактор ревет: (ТР-Р-Р). Ночью стала тишь. Спит наш малыш: (Ш-Ш-Ш).

 

Упражнение 7

 

   Змея

Шелестя, шурша травой (Ш-Ш-Ш), Засвистел вдруг шнур живой (С-С-С). Вот он встал и зашипел (Ш-Ш-Ш), Подходи, кто очень смел (Ц-Ц-Ц).

       

        Упражнение 8

 

        Чайник

Закипел, исходит паром (Щ-Щ-Щ), И свистит, и пышет жаром (С-С-С)! Крышкой брякает, стучит (Ч-Ч-Ч)! «Эй, сними меня!» - кричит  (Ч-Ч-Ч)!

 

                  Упражнение 9

                  

По полю рыщет (У-У-У), Поет и свищет (С-С-С), Деревья ломает (Ш-Ш-Ш), К земле прижимает (В-В-В) (ветер)

 

      Упражнение 10

              Жук 

На лужайку на ромашке Жук сидит в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж). (ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) –  "Я с ромашкою дружу!"

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

свернуть

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах.
развернуть

Запомните:похвала и поощрение придадут ребенку уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

  • Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5 – 7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
  • Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
  • Каждое упражнение повторяйте 3 – 4 раза.
  • Упражнение выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.

 

!!! Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

  • для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
  • родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
  • необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
  • Ребенок не виноват в своих проблемах! Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый,проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Упражнения для челюстей

- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.

- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

-  То же в быстром темпе.

- Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

Упражнения для губ

- "Заборчик" – улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживать губы в таком положении.

- "Улыбка" – удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.

- "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

-  Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки"

Упражнения для языка(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной

челюсти; в комплекс включаем по 5-6 упражнений)

- "Лопаточка" - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 сек.

- "Чашечка" - рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

-  "Иголочка" - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

-  "Горка" - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

- "Трубочка" - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

-  Динамические

-  "Часики" - высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет.

- "Качели" - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу – к подбородку, к верхней – нижней губе, к верхним – нижним зубам, к верхним – нижним альвеолам. "Лошадка" - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

-  "Грибок" - раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от неба.

-  "Вкусное варенье" - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Рот при этом не закрывать.

-  "Змейка" - рот широко открыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

- "Маляр" - открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счет до десяти.

-  "Катушка" - кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

свернуть