Советы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
развернуть

Что делает учитель-дефектолог?

 

Учитель-дефектолог  - это квалифицированный специалист, работающий в  ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) учреждения дошкольного образования с категорией детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.

Широко распространенное мнение  о том, что учитель-дефектолог только «ставит» звуки, т. е. исправляет неправильное произношение, не совсем так.

Целью коррекционно-развивающего обучения является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ  в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие физического и фонематического слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция произношения.

В ходе коррекционной работы решается ряд других задач:

  • развитие познавательной сферы ( внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование предпосылок обучения грамоте;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

 

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?

 

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 

  1. Заявления законного представителя ребенка.
  2. Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

 

! Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

 

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

 

В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);  - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень);

- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

 

В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет (старшая группа), которым через год поступать в школу.

 

Как часто проводятся коррекционные занятия и  в какой форме?

 

Как часто проводятся с вашим ребенком коррекционно-развивающие занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 

Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

 

Нужно ли выполнять рекомендации специалистов и как?

 

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия со специалистами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 

Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций специалиста. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

 

Полезная ссылка

https://ckroir-vitebsk.schools.by/

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

свернуть

Советы учителя-дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
развернуть
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

 

свернуть

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША СЛЫШАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребенка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их. Например: мама читает ребенку стишок, а он повторяет за ней лишь звуки, данные в скобках. Регулярно выполняйте с ребенком следующие упражнения и результат, не заставит себя долго ждать.
развернуть

                  Упражнение 1

Пролетел веселый жук(Ж –Ж-Ж) Зазвенел комарик вдруг (З-З-З), Ветер ветки раскачал (У-У-У), Шарик громко зарычал (Р-Р-Р)! Зашумел в воде камыш(Ш-Ш-Ш)! И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).

 

Упражнение 2

(Ш-Ш-Ш) – шуршит опавший лист. (С-С-С) – змеиный слышен свист. (Ж-Ж-Ж) – шмели в саду  жужжат. (Р-Р-Р) – моторы тарахтят.

 

    Упражнение 3

 

Маша заблудилась

                    Плачет Маша: (А-А-А), А волчище: (У-У-У)! Страшно Машеньке в лесу, Позовем ее: (А-У)!                                           

Упражнение 4

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р), Вороны кричат: (КАР-Р-Р), Кони хрипят: (ХР-Р-Р), Ставни скрипят: (СКР-Р-Р), Холодно мне: (БР-Р-Р).

      

      Упражнение 5

 

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р). Трактор ревет: (ТР-Р-Р). Ночью стала тишь. Спит наш малыш: (Ш-Ш-Ш).

 

Упражнение 7

 

   Змея

Шелестя, шурша травой (Ш-Ш-Ш), Засвистел вдруг шнур живой (С-С-С). Вот он встал и зашипел (Ш-Ш-Ш), Подходи, кто очень смел (Ц-Ц-Ц).

       

        Упражнение 8

 

        Чайник

Закипел, исходит паром (Щ-Щ-Щ), И свистит, и пышет жаром (С-С-С)! Крышкой брякает, стучит (Ч-Ч-Ч)! «Эй, сними меня!» - кричит  (Ч-Ч-Ч)!

 

                  Упражнение 9

                  

По полю рыщет (У-У-У), Поет и свищет (С-С-С), Деревья ломает (Ш-Ш-Ш), К земле прижимает (В-В-В) (ветер)

 

      Упражнение 10

              Жук 

На лужайку на ромашке Жук сидит в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж). (ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) –  "Я с ромашкою дружу!"

 

 

Информацию подготовила:

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Щемелева  Наталья Анатольевна

свернуть

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах.
развернуть

Запомните:похвала и поощрение придадут ребенку уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

  • Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5 – 7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
  • Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
  • Каждое упражнение повторяйте 3 – 4 раза.
  • Упражнение выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.

 

!!! Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

  • для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
  • родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
  • необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
  • Ребенок не виноват в своих проблемах! Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый,проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Упражнения для челюстей

- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.

- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

-  То же в быстром темпе.

- Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

Упражнения для губ

- "Заборчик" – улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживать губы в таком положении.

- "Улыбка" – удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.

- "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

-  Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки"

Упражнения для языка(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной

челюсти; в комплекс включаем по 5-6 упражнений)

- "Лопаточка" - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 сек.

- "Чашечка" - рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

-  "Иголочка" - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

-  "Горка" - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

- "Трубочка" - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

-  Динамические

-  "Часики" - высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет.

- "Качели" - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу – к подбородку, к верхней – нижней губе, к верхним – нижним зубам, к верхним – нижним альвеолам. "Лошадка" - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

-  "Грибок" - раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от неба.

-  "Вкусное варенье" - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Рот при этом не закрывать.

-  "Змейка" - рот широко открыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

- "Маляр" - открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счет до десяти.

-  "Катушка" - кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

свернуть