Советы педагога-психолога

Как справиться с гиперактивным ребенком?

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно, может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей.
развернуть

Очень часто такие дети испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка.       

         Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.

       Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Следует отметить, что не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности.

 

Ошибки, с которыми сталкиваются родители:

 

  1. Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы).
  2. Недостаток эмоционального тепла.
  3. Отсутствие знаний и навыков управления агрессией.
  4. Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.

 

 

Пути преодоления гиперактивности у детей:

 

  • Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Составить список запретов и четко следовать ему.
  • Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
  • Работу с агрессией необходимо проводить регулярно.
  • Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать.
  • Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним.
  • Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
  • Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов).
  • Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
  • Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
  • После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.
  • Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно спокойно прогуляться, поговорить с ребенком, выслушать его рассказ.
  • Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.
  • Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.
  • Учитесь общаться со своим ребенком. Любите его. Говорите ему ласковые и ободряющие слова, чаще обнимайте.

Материал подготовил педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

свернуть

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Дети, находясь в нормальных тройствен¬ных отношениях мать - ребёнок - отец, учатся взаимодействовать одновременно с двумя родителями. Если ребёнок ссорится с мамой, то на время он идёт под защиту отца, даже если того в данный момент нет дома. Нередко можно услышать из уст малыша: «Вот придёт папа, я ему всё расскажу, как ты меня обидела!». С точки зрения психоана¬литиков, такая защита позволяет ребёнку не пугаться ссор с мамой и учиться принимать свои амбивалентные эмоции.
развернуть

Но если в результате развода отец отсут­ствует (больше не приходит домой), то ребё­нок не может сдержать свой страх и в случае ссоры с матерью чувствует себя абсолютно не защищенным: «Я маме нагрубил, теперь она тоже уйдёт от меня, как папа».

       В возрасте четырёх лет ребёнок вступает в новую фазу развития. В это время акцен­ты в тройственной системе отношений сдви­гаются в сторону половой специфики. Всту­пает в силу эдипов комплекс: мальчики на­правляют большую часть своих нежных чувств матери, а девочки - отцу. Благополучно преодолев период эдипо­ва комплекса, дети успешно идентифициру­ют себя с представителями своего пола.

          Таким образом, для полноценного разви­тия детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотно­шений между обоими родителями. Причём роль каждого взрослого в этом взаимодей­ствии различна: мать обеспечивает базовое доверие к миру, отец - связь с этим миром.  Однако жизнь зачастую преподносит лю­дям серьёзные испытания. Одним из таких испытаний является развод.   Психологи отмечают: период после разво­да - самый опасный и трудный период, с ко­торым сталкивается неполная семья.

           С одной стороны, ребёнку нужна понима­ющая, терпеливая, любящая мать, которая поможет ему справиться с душевной болью расставания с отцом и принять новую семей­ную ситуацию. С другой стороны, мать сама находится в психическом напряжении и нуждается в понимающих, послушных и лю­бящих детях. «Мать и ребёнок ждут друг от друга того, чего они часто друг другу дать не могут» (Д. Видра).

 

    

         Возникают проблемы не только психоло­гического, но и социального и экономичес­кого характера. У женщины появляет­ся страх перед одиночеством, она теряет ве­ру в свою привлекательность, прерывает контакты с друзьями, начинает сомневаться в своих профессиональных и родительских способностях. В связи с ухудшением финан­сового положения пытается найти новые ис­точники заработка и больше времени про­водит на работе.

        Выделяют три типа се­мейного воспитания детей без отца.

Первый тип. Мать не упоминает об отце, как будто его не было.

Второй тип. Попытки матери обесценить отца, вычеркнуть из детской памяти даже самые незначительные положительные вос­поминания о нём.

Третий тип связан с созданием у детей представлений об отце как о человеке, у ко­торого есть определённые достоинства и не­достатки.

 

         Есть несколько со­блазнов, подстерегающих мать, воспитыва­ющую детей без мужа.

        Соблазн первый - жизнь для ребёнка.

        Соблазн второй - борьба с образом  быв­шего мужа.

        Соблазн третий - ссылка на наследствен­ность.

        Соблазн четвёртый - попытка купить любовь ребёнка.      

     Таким образом, воспитание ребёнка в не­полной семье имеет определённые труднос­ти и его психическое здоровье во многом за­висит от грамотного и мудрого поведения родителей.

 

           Что можно порекомендовать мамам?

       Во-первых, отказаться от роли жертвы и не замыкаться на ребёнке. Надо жить пол­ноценной жизнью, понимая, что только сча­стливый человек может воспитать счастли­вых детей.

       Во-вторых, максимально способствовать встречам ребёнка с отцом.

       В-третьих, если отец умер или отказыва­ется встречаться с ребёнком, постараться включить в систему воспитания мужчину. Это могут быть дедушка, родной дядя, друг семьи. Важно, чтобы у ребёнка был образец для идентификации. Но при этом не следует дискредитировать образ отца.

       В-четвёртых, подумать о возможности но­вого брака. Если ребёнку удастся завязать дружеские отношения с новым членом се­мьи, это положительно отразится на его дальнейшем развитии.

 

Материал подготовил

педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

свернуть

ДОМ   БЕЗ   НАСИЛИЯ . О чем нельзя молчать!

Нас с детства учат, что семья – главная опора человека. Это место, где мы чувствуем поддержку и любовь, где нас окружают близкие люди, где нас принимают такими, какие мы есть. В семье мы находим понимание и защиту, когда кажется, что весь внешний мир ополчился против нас. Проблема домашнего насилия в нашем обществе является неприличной, почти запретной, и поэтому окружена множеством домыслов и легенд. Эти стереотипы нужно разрушать, ведь именно из-за них женщина, столкнувшаяся с насилием в семье, не находит понимания и помощи в своем окружении, а часто и вовсе не решается обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой. Развенчиваем мифы.
развернуть

     Миф № 1. Домашнего насилия в современном мире не существует.

По статистике, в Беларуси насилие в той или иной форме осуществляется в каждой четвертой семье. Ежегодно более четырнадцати тысяч женщин погибают от рук партнера или других близких родственников. До 40 % тяжких насильственных преступлений происходит в семьях.

 

        Миф № 2. Женщина сама провоцирует насилие и заслуживает его.

К сожалению, это мнение очень распространено в нашей стране, что снова свидетельствует о господстве патриархальных пережитков. В сознании многих вполне цивилизованных людей почему-то сохраняется стереотип, что женщина – некая принадлежность мужчины, с которой «добрый барин» может обращаться по своему усмотрению. Мы забываем о том, что человек в принципе не может заслуживать побоев или унижений, и это закреплено в современных моральных и правовых нормах. Обидчику таким способом просто очень удобно оправдывать свои действия.

 

Миф № 3. Женщина в любой момент может уйти от своего обидчика.

В настоящее время в нашей стране женщина далеко не всегда может уйти от мужа, который ее бьет. Чаще всего ей просто некуда обратиться. Также в нашем обществе очень сильно закреплена социальная и экономическая зависимость женщины от своего партнера.

 

Миф № 4. Насилие происходит только в неблагополучных семьях.

Семью, в которой регулярно практикуется насилие, никак не назовешь благополучной. Но при этом в социальном плане такая семья может казаться вполне нормальной: жертвы насилия обычно скрывают происходящее, обидчики чаще всего отлично осознают ситуацию и вполне адекватны в общении с окружающими. Материальный фактор также не играет большой роли: насилие случается в равной степени как в бедных, так и в обеспеченных семьях. Поэтому материальное или социальное благополучие совершенно не обязательно является панацеей от домашнего насилия.

Циклы насилия. Как ни странно, схема поведения мужчины в ситуации насилия довольно стандартна для любых семей. Психологи называют это циклом насилия, и включают в него три фазы:

1.Напряжение  –  отдельные вспышки гнева, учащающиеся ссоры, растущее количество претензий. Обидчик начинает позволять себе оскорбления и угрозы в адрес партнерши. При этом часто оба партнера пытаются оправдать поведение мужчины сложной ситуацией на работе или стрессом, и женщина в этой ситуации пытается удержать свои позиции в отношениях. Именно на этом этапе жертве необходимо максимально эффективно воспользоваться поддержкой близких людей или специализированных центров: с нарастанием напряжения возможностей балансировать у женщины остается все меньше.

2.Острое насилие – эскалация конфликта доходит до пика, мужчина срывается, происходит сильнейший всплеск негатива. Ни один из партнеров не может отрицать ситуацию насилия. Но, перейдя границу, мужчина уже не может себя контролировать. Женщины часто чувствуют приближение этого периода заранее, усиливается состояние страха и депрессии. Поддержку будет реально оказать именно на этапе этого «предчувствия»: необходимо помочь осознать женщине возможности избежать острого насилия, поддержать в принятии этого решения. Могут понадобиться и более конкретные действия – например, помощь в поиске укрытия.

«Медовый месяц»

        После всплеска острого насилия всегда наступает «тихий» период. Мужчина в это время может быть любящим, виноватым. На этой фазе для партнера характерны обещания исправиться, многочисленные доказательства любви. Иногда мужчина может апеллировать к тому, что партнерша сама «довела» его, что он просто сорвался. Тревога и страх у женщины отступают, все происходящее начинает видеться в более спокойном свете. А так как адаптивные возможности женщины обычно высоки, ей начинает казаться, что все не так уж страшно и с этим вполне можно мириться. В такие моменты осознать всю тяжесть происходящего и принять решение об уходе сложнее всего. Но нельзя забывать, что, случившись даже один раз, насилие скорее всего повторится. Если цикл уже запущен, прервать его практически невозможно. Причем при каждом повторении степень насилия обычно возрастает.

 

Почему так сложно уйти?

      Людям, которые никогда не сталкивались с проблемой домашнего насилия, обычно кажется, что решается она довольно просто: нужно только уйти от своего мучителя. Действительно, этот выход очень логичен. Что же удерживает жертв домашнего насилия от этого решительного шага?

      Чаще всего главным, а нередко и единственным аргументом становится экономическая зависимость от партнера. Женщина далеко не всегда способна полностью обеспечивать себя и своих детей самостоятельно, не говоря об астрономических расходах на покупку отдельного жилья. И если можно пару дней переночевать у подруги, то что делать с более длительными сроками? И, опять же, что делать с ребенком, если он есть?

      Чтобы предотвратить свое попадание в этот замкнутый круг экономической несамостоятельности, стоит заранее позаботиться о своем будущем. Если есть возможность – не прекращать работать с появлением семьи, чтобы иметь стабильный заработок и не терять квалификацию; не продавать жилье, пока не будете на 100 % уверены в партнере.

         Правильным шагом будет иметь свои отдельные сбережения «на черный день». При вступлении в брак здоровой и современной позицией является заключение брачного договора, в котором можно четко сформулировать отдельные экономические моменты.

        Другая причина – страх вспышки агрессии обидчика и обострения насильственных действий, вплоть до физической расправы: «найдет, из-под земли достанет и убьет». Хоть этот страх может быть иррациональным, чаще всего он имеет под собой реальные основания. Учитывая далеко не всегда адекватное отношение к домашнему насилию у представителей правоохранительных органов в нашей стране, невозможно иметь гарантии физической безопасности после разрыва.

       Предотвратить возникновение такой ситуации и этого обоснованного страха можно и нужно на более ранних стадиях. Распознать в мужчине склонность к насилию можно по некоторым признакам еще до того, как она начнет реализовываться в семейной жизни. Такими тревожными звоночками, например, является сверхконтролирующее поведение мужчины, вербальная агрессия в ваш адрес, неспособность контролировать себя в неожиданных или экстремальных ситуациях, жестокое отношение к животным. Эти негативные проявления должны насторожить вас и стать, как минимум, поводом для обсуждения с мужчиной. Еще лучше – обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист подскажет вашему избраннику, как правильно справляться с внутренней агрессией, контролировать себя в сложных ситуациях.

      Но если даже после принятых мер ситуация не меняется и вы начинаете замечать постепенное нарастание агрессии и появление насильственных действий или намерений, – лучше уходить сразу, не дожидаясь критической точки.

      Есть и более тонкие психологические причины, по которым женщина остается с обидчиком. Одна из них – стыд. Это может показаться странным, но нередко женщине стыдно быть жертвой насилия, она берет на себя вину за происходящее или боится показаться слабой, беспомощной.

       Женщина также пытается «не выносить сор из избы». А учитывая стереотипы, бытующие в нашем обществе в отношении домашнего насилия, женщины часто не только не уходят из семьи, но и скрывают факт насилия. Они вынуждены хранить своеобразный «секрет», боясь непонимания или порицания.

      Другой такой неявной причиной являются традиционные и религиозные нормы, предписывающие женщине любой ценой сохранять брак и семью. Женщина в этом случае становится заложником своего несчастья и не видит иных перспектив, кроме как терпеть и продолжать страдать во имя ценностей, не имеющих к ее ситуации никакого отношения.

Материал подготовлен

педагогом-психологом Балян В.В.

 

свернуть

СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность.
развернуть

      Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

      Инициатива очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.

      Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

    Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

       Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.

      «Портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения, организованность;
  • активность, любознательность и стремление к открытиям.

      Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, и родителям в этот момент порой не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

                      Дорогие родители!

  • Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
  • Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
  • Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка.
  • Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
  • Дайте ребенку возможность раскрыться, помогите прийти к успешности.

 

                             Материал подготовил   педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

свернуть

Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
развернуть

Стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам. Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

  • Если хвалить, то правильно. Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Не надо хвалить ребенкав следующих случаях: за то, что достигнуто не своим трудом. Не подлежит похвале красота, здоровье. Нельзя хвалить из жалости, из желания понравиться.
  • Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  • Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  • Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!" и т.д. Похвала ребенка с утра— это аванс на весь долгий и трудный день.

 

 

Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психологическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, —не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

 

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка: учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей, спокойно относиться к критике, без агрессии. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

 

Не наказываем:

- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

- Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

- Сразу после душевной или физической травмы.

-Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены.

 

Для развития адекватной самооценки у ребенка:  

  • Ставьте перед ребенком посильные задачи.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять.
  • Похвала и наказание должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы.
  • Старайтесь приниматьвашего ребенка таким, какой он есть.

 

 

Материал подготовил

педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

 

 

свернуть

Рука развивает мозг

Наши предки чуть ли не с рождения снабжали своих детей маленькими копиями орудий труда и упражняли детские ручки. Дети наслаждались и работой, и общением с родителями, и их подбадриваниями, и положительной оценкой труда.
развернуть

         В современном мире взрослые, боясь травматизма, не допускают, чтобы ребенок пользовался ножом, ножницами, молотком. Отсюда увлечение словесным воспитанием, созданием тепличных условий, приводящее зачастую к психологическим травмам. Учёные уже давно писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную. В современных семьях чаще заботятся о развитии книжного ума, а на деле он получается телевизионный. Психологическая травма, нанесенная бездельным времяпрепровождением, во внимание не принимается. А тем самым руки, не занятые делом, становятся неуправляемыми. Неумейки превращаются в нехочух.

      У детей, имеющих хорошо развитую моторику, наблюдается высокая  произвольность поведения. Читать, писать и считать такие дети обучаются гораздо быстрее и непринужденнее. В большинстве же случаев современные дети не умеют перед школой завязывать шнурки, пользоваться  ножом, ножницами, правильно держать карандаш. Ручной труд, по мнению родителей, дело школы, к тому же, в современном компьютерном мире, это почти лишнее. А как же обойтись в будущем без хирургов, массажистов, ювелиров, скрипачей, художников и т.д., людей других ручных профессий, из неумелых в умелые руки сами собой не превратятся.

        К рукам у человечества еще издавна особое отношение. Руками добывали огонь, строили жилище, лечили, колдовали. По рукам гадали, судили о здоровье, о силе, профессии, о характере. Наши предки заботились о развитии рук своих детей – почти всю домашнюю работу  определяли детям. Бабушки и мамы брали детские ручки и заговаривали их от всяческих напастей. В народе белоручек не одобряли, это были только больные дети и их жалели.

         И в настоящее время развитие мелкой пальцевой  моторики является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно–психического состояния у ребенка. По способностям детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. Двигательная активность ребёнка  является фактором, способствующим развитию психики и интеллекта – такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и точности в ходьбе, беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.

         Первой пищей для ума является информация, полученная сенсорными каналами: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым и кинестетическим.  Учёные доказали, что движения рук ребёнка наследственно не предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения.  Для закрепления точного двигательного навыка руки ребёнку в возрасте от 2,5-3 лет необходимо от 33 до 68 повторений. И только в дошкольном возрасте ребёнок способен после определённых повторений производить движение по слову взрослого.

        Первый вид мышления наглядно–действенный  можно назвать ручным, т.к. манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Методом проб и ошибок, «случайного тыка», он добивается определённых целей. Чем больше запас действий, тем скорее ребёнок перейдёт к следующему этапу мышления – наглядно–образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Только пройдя этот этап, ребёнок перейдёт к третьему виду мышления – словесно–логическому, решая практические задачи уже в уме, а не руками. Это мышление оперирует не образами, а понятиями и формируется в речи.

     Вот и напрашивается вывод, что начало развитию мышления дает рука. Рука, добывающая детям знания, уникальна и неслучайно названа – ЭКСПРЕССИВНЫМ  ОРГАНОМ  ИНТЕЛЛЕКТА. 

 

Педагог-психолог В.В.Балян

свернуть

Учим ребенка проигрывать

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ребенка может превратиться в проблему. Что же делать с разочарованием, злостью, стыдом, которые появляются из-за нереализованных замыслов? Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?
развернуть

Первой реакцией ребенка на ситуацию неудачи является протест, ведь он прилагал усилия, старался. Именно поэтому задача родителей в таком случае - научить ребенка правильно реагировать на поражения, осознавать их и преодолевать. Обычно родители стремятся воспитывать своего ребенка победителем, с детства настраивают его на получение первенства во всех сферах жизни. Однако, иногда, ребенок ошибается, а родители не всегда готовы признать его неудачи и вместе их преодолеть.

        Во время ситуаций неуспеха детей дошкольного возраста родителям следует придерживаться такой последовательности действий: предоставить возможность ребенку выразить негативные эмоции, а затем поддержать его, посочувствовать. Основная помощь для ребенка, который переживает неудачу, - это принятие ими его боли и страданий. Для этого не следует его успокаивать, ругать или высмеивать.

      Родителям следует учить ребенка достигать цели, прилагать усилия, но не стоит требовать от него только лучших результатов. Независимо от ситуации успеха/неуспеха, ребенок должен чувствовать, что его любят и поддерживают. Если результат работы ребенка не оправдал ожиданий родителей, все равно стоит похвалить его за то, что он старался, работал. Часто родители не могут найти общий язык с детьми только потому, что имеют разные типы темперамента. Если, например, отец - лидер во всех сферах, его сын не обязан быть таким же активным. И требовать этого от ребенка не стоит.

Отношение родителей к победам и поражениям ребенка

       Каждому ребенку присущ инстинкт выживания. Поскольку его выживание зависит от родителей, он пытается делать все, чтобы им нравиться. То есть ребенок становится отражением отношения родителей к нему. Если взрослые не верят в способности своего ребенка, он это чувствует и становится пессимистом. В таком случае ему сложно достичь любой цели или выполнить даже простую задачу, потому что он заранее уверен, что у него ничего не получится.

      Иногда родители бессознательно способствуют формированию у ребенка комплекса «победа при любых условиях». Во время организованных соревнований такие родители открыто демонстрируют, какое важное значение они придают победе. Ребенок понимает, что он не может просто принять участие в игре, посоревноваться, - он должен максимально «выложиться», чтобы одержать победу для родителей. Именно поэтому поражение превращается для ребенка в трагедию, которую он может переживать в течение длительного времени. В целом игра является удачным способом помочь ребенку овладеть навыками адекватного реагирования на ситуации успеха/неуспеха.

       Чтобы ребенок быстрее преодолел расстройство, можно предложить ему нарисовать это чувство на бумаге. Во время рисования ребенок должен представить размер образа, его цвет, форму и тому подобное. Затем рисунок можно порвать на клочки и выбросить или уничтожить любым способом.

     Итак, родителям следует учитывать, что дети перенимают их отношение как к ситуации успеха/неуспеха, так и к жизни в целом, а также копируют их поведение. Особенно сложно пережить ситуацию проигрыша ребенку дошкольного возраста, поскольку он не умеет сдерживать эмоции, не имеет навыков адекватного реагирования на поражение.

Советы родителям по овладению детьми навыками адекватного реагирования на ситуацию успеха/неуспеха

  • Предоставьте возможность самостоятельно решать сложные ситуации
  • Обязательно поддерживайте ребенка
  • НЕ высмеивайте неудачи ребенка.
  • Расскажите ребенку о своих поражениях, переживаниях.
  • Поощряйте ребенка к принятию позиции другого человека, к анализу собственных эмоций и т. п. Так он сможет взглянуть на себя со стороны, понять переживания других.
  • Помните, что проигравший - не жертва. Не спешите утешать ребенка - возможно, он и не собирался страдать. Лучше акцентировать внимание на том, что во время игры, соревнования, конкурса всем было весело и интересно.
  • Не делайте вид, будто ничего не произошло. Если после поражения ребенка никак на это не отреагировать, он может подумать, что произошло что-то настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить.
  • одождите, пока пройдет первое разочарование ребенка из-за поражения. После этого предложите обсудить, что на этот раз ему не удалось. Также можно проанализировать приемы, которые применяли победители.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими, более успешными детьми или теми, кого тоже постигла неудача.
  • Учите ребенка уважать чувства других. Обязательно похвалите его, если он отличился, преуспел. Однако обратите его внимание на детей, которые проиграли и поэтому расстроились. Объясните, что не стоит перед ними гордиться своей победой, лучше подбодрить их.

Педагог-психолог В.В.Балян

 

свернуть

ЧТО СТОИТ ЗА «ПЛОХИМ» ПОВЕДЕНИЕМ ребенка?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость. Следует одновременно сделать три вещи:
развернуть

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка.

2. Создать дома или в детском саду атмосферу заботы, понимания и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля.

 

Как быть…

1. У любого плохого поведения есть причина.

2. Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет.

3. Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для его семьи.

4. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

5. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием или отставанием в развитии.

6. Дети чувствуют себя ненужными и утверждают свою силу и правоту.

7. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

 

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку. Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

 

Педагог-психолог В.В.Балян

свернуть

Последствия недолюбленности в детстве

Ученые, исследовав развитие детей раннего возраста, пришли к следующему выводу: у детей в возрасте от 9 месяцев до 2 лет, оставляемых надолго в одиночестве (в детской кроватке или в манеже), интеллектуальное развитие замедляется. И в будущем такой ребенок обязательно будет иметь эмоциональные проблемы в общении с окружающими. И наоборот, малыш, получающий от своих родителей общение, любовь и ласку в достаточном количестве, развивается благополучно. На подсознательном уровне он усваивает — мир добр и безопасен. С таким мироощущением легко быть жизнерадостным и счастливым!
развернуть

        По мнению известного психолога Э. Эриксона, разработавшего теорию развития личности, в ребенке от рождения до 18 месяцев жизни закладывается базовое доверие к миру (либо, в противовес ему, недоверие). Что это означает? Любящие родители, заботливые, нежные, удовлетворяющие все потребности малыша (в еде, питье, полноценном отдыхе, общении и развитии), растят его спокойным и уверенным. В дальнейшем ребенок так и пойдет по жизни — ровным и твердым шагом.  

      Раздражительные, нервные, холодные родители, неудовлетворяющие потребности ребенка, приучают кроху выживать каждый новый день — практически выбивать себе громким плачем право на еду, сон и общение. Такой малыш растет в вечной тревоге и страхах. Конечно же, из него вырастает нервный и подозрительный взрослый, не умеющий довериться ни себе, ни окружающим. Ведь еще в раннем детстве родители своим поведением внушили ему, что мир зол, жесток и бескомпромиссен. И бедный маленький человечек чувствовал себя в этом мире нелюбимым и ненужным – несчастным! В ответ на это у ребенка с миролюбивым характером формируется заниженная самооценка, робость, неуверенность в себе. У малыша с боевым характером и попытками самостоятельно защитить себя от «злого» мира вместо робости формируются агрессивные черты, закрепляется привычка устраивать ссору на пустом месте, защищать себя даже там, где защита и не требуется.

       Следствием заниженной самооценки и агрессивности являются будущие жизненные неудачи. В детстве – неумение контактировать со сверстниками и взрослыми, неуспехи в школе. Во взрослой жизни – неспособность наладить отношения с членами семьи и коллегами по работе и, как следствие, неудачи в карьере, конфликты с любимым человеком, окружающими людьми, в том числе и со стареющими родителями.

       Некоторые родители на полном серьезе считают, что ребенка нельзя баловать любовью, что его надо растить в жестких условиях, дабы подготовить к суровым реалиям жизни, закалить характер, сделать сильнее. Но позвольте! Сильным может быть только тот, кто вырос в любви! Именно такой человек уверен в себе и в безопасности окружающего мира. Он добр, умен и талантлив, сохранил в себе индивидуальность и несломленный дух. Он ничего не боится, умеет противостоять трудностям, смело идет вперед. А как же иначе, ведь за ним стоит любящая семья! И если в жизни у него вдруг появятся временные трудности, он не спасует перед ними, потому что дома его ждет поддержка близких. Вскоре он напитается их любовью, воспрянет духом и снова погрузится в бурную пучину жизни, чтобы прийти к новым свершениям.

        Если в этой любви ребенка уважают, ценят, сохраняют его индивидуальность, развивают его таланты, относятся к нему по-честному, то он всеми фибрами души впитывает, что ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ! Он запоминает: любовь должна быть именно такой! И в дальнейшем, встретив на своем жизненном пути «любовь» унижающую, оскорбляющую, нечестную, он не примет ее, а будет искать ту, истинную любовь, которой он действительно достоин! И наоборот: ребенок, обделенный родительской любовью в детстве, во взрослой жизни не сможет одаривать любовью окружающих по той простой причине, что он не знает, как правильно это делать. Поэтому он будет «недолюбливать» партнера по браку, своих будущих детей, своих друзей, родственников и в том числе престарелых родителей. Покажите же своим детям пример такой любви в семье, которая сделает их в будущем счастливыми. Передайте им в наследство драгоценный дар — умение любить!

     Помните о том, что самая первая любовь ребенка — это любовь к родителям. Любящая семья – это великая сила, она защищает своих любимых от всех невзгод, заряжает их бесконечной позитивной энергией, ведущей вперед к новым победам!

 

 

Материал подготовил педагог-психолог

Виктория Викторовна Балян

 

свернуть

Волшебные возможности песка

Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице и летние каникулы на море. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…
развернуть

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о его мягкости и одновременно твердости.

  Песок — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). 

     Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лифсоздавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

       В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь, всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

  • Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.
  • Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
  • Семейные проблемы: развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства.
  • Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом

  Балян Викторией Викторовной

свернуть

Недостойное обращение с детьми: пренебрежение основными нуждами ребенка

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ: родители не удовлетворяют основные нужды и потребности ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании и т.п. ОСТРОЕ ИЛИ ХРОНИЧЕСКОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: · отсутствие защиты от различных опасных ситуаций, в том числе от холода и голода; · недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию ребенка.
развернуть

Данный вид насилия можно охарактеризовать как «депривация детства».

Пренебрежение может проявляться:

- в отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;

- в причинении умышленного вреда ребенку;

- в эксплуатации ребенка непосильным трудом;

- в воздействии нездоровых, деморализирующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков и т.п.).

 

 Жертвами данного вида насилия могут стать:

- ребенок от нежелательной беременности;

- ребенок, зачатый впоследствии сексуального насилия;

- ребенок несовершеннолетней (незрелой психологически и социально) матери;

- ребенок с особыми нуждами, инвалид;

- «некрасивый» ребенок;

- ребенок, имеющий сходство с ненавистными взрослому людьми.

 

 Субъектами данного вида насилия выступают семьи:

- беженцев, бездомные;

- многодетные, неполные или конфликтные;

- семьи, где родители – инвалиды, имеют психические заболевания;

- семьи, где насилие – семейная традиция;

- семьи воспитанников государственных учреждений;

- семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.

 

 Признаками данного насилия являются:

- плохо или не по сезону одетый ребенок;

- голодный ребенок;

- грязный, неухоженный ребенок;

- ребенок, гуляющий один без взрослых и допоздна;

- отказ со стороны родителей в медицинской помощи, вакцинации, от осмотра ребенка педиатром, сопротивление медицинскому патронажу новорожденного;

- отказ в общении, ласке, заботе, уходе, внимании, любви со стороны родителей;

- отказ ребенку в развитии;

- трудовая эксплуатация;

- социальная изоляция;

- педикулез, чесотка;

- утомленный, сонный вид;

- повторные травмы, несчастные случаи, отравления, ожоги;

- отсутствие речи или речь, не соответствующая возрасту ребенка;

- неумение играть, радоваться.

 

 Характеристики детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами:

- существенное отставание в развитии;

- проблемы в обучении;

- многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы;

- низкая самооценка;

- пассивность;

- высокий уровень агрессии;

- низкий уровень эмпатии;

- низкий социальный интеллект.

 

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!!!

 

   Пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, поэтому практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Специалистам важно уметь фиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка.

 

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БУДЕТ ЛЕГЧЕ, ЕСЛИ:

- в дошкольных, школьных, специализированных учреждениях осознают проблемы насилия над ребенком;

- налажено взаимодействие между специалистами образования, здравоохранения, социальной и правоохранительной сферы;

- специалисты умеют замечать признаки насилия.

свернуть

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Дети, находясь в нормальных тройственных отношениях мать - ребёнок - отец, учатся взаимодействовать одновременно с двумя родителями. Если ребёнок ссорится с мамой, то на время он идёт под защиту отца, даже если того в данный момент нет дома. Нередко можно услышать из уст малыша: «Вот придёт папа, я ему всё расскажу, как ты меня обидела!».
развернуть

С точки зрения психоана­литиков, такая защита позволяет ребёнку не пугаться ссор с мамой и учиться принимать свои амбивалентные эмоции.

       Но если в результате развода отец отсут­ствует (больше не приходит домой), то ребё­нок не может сдержать свой страх и в случае ссоры с матерью чувствует себя абсолютно не защищенным: «Я маме нагрубил, теперь она тоже уйдёт от меня, как папа».

      «Отношения с отцом на втором и третьем году жизни призваны во многом облегчить трудный и конфликтный процесс индивидуа­лизации ребёнка, они открывают ему альтер­нативный опыт отношений, благодаря кото­рому малыш может и должен начать воспри­нимать себя отдельно от матери» (Д. Видра).

В возрасте четырёх лет ребёнок вступает в новую фазу развития. В это время акцен­ты в тройственной системе отношений сдви­гаются в сторону половой специфики. Всту­пает в силу эдипов комплекс: мальчики на­правляют большую часть своих нежных чувств матери, а девочки - отцу. Благополучно преодолев период эдипо­ва комплекса, дети успешно идентифициру­ют себя с представителями своего пола.

          Таким образом, для полноценного разви­тия детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотно­шений между обоими родителями. Причём роль каждого взрослого в этом взаимодей­ствии различна: мать обеспечивает базовое доверие к миру, отец - связь с этим миром.  Однако жизнь зачастую преподносит лю­дям серьёзные испытания. Одним из таких испытаний является развод.   Психологи отмечают: период после разво­да - самый опасный и трудный период, с ко­торым сталкивается неполная семья.

       С одной стороны, ребёнку нужна понима­ющая, терпеливая, любящая мать, которая поможет ему справиться с душевной болью расставания с отцом и принять новую семей­ную ситуацию. С другой стороны, мать сама находится в психическом напряжении и нуждается в понимающих, послушных и лю­бящих детях. «Мать и ребёнок ждут друг от друга того, чего они часто друг другу дать не могут» (Д. Видра).

         Возникают проблемы не только психоло­гического, но и социального и экономичес­кого характера. У женщины появляет­ся страх перед одиночеством, она теряет ве­ру в свою привлекательность, прерывает контакты с друзьями, начинает сомневаться в своих профессиональных и родительских способностях. В связи с ухудшением финан­сового положения пытается найти новые ис­точники заработка и больше времени про­водит на работе.

        Выделяют три типа се­мейного воспитания детей без отца.

 

Первый тип. Мать не упоминает об отце, как будто его не было.

 

Второй тип. Попытки матери обесценить отца, вычеркнуть из детской памяти даже самые незначительные положительные вос­поминания о нём.

 

Третий тип связан с созданием у детей представлений об отце как о человеке, у ко­торого есть определённые достоинства и не­достатки.

 

         Есть несколько со­блазнов, подстерегающих мать, воспитыва­ющую детей без мужа.

        Соблазн первый - жизнь для ребёнка.

        Соблазн второй - борьба с образом  быв­шего мужа.

        Соблазн третий - ссылка на наследствен­ность.

        Соблазн четвёртый - попытка купить любовь ребёнка.      

     Таким образом, воспитание ребёнка в не­полной семье имеет определённые труднос­ти и его психическое здоровье во многом за­висит от грамотного и мудрого поведения родителей.

 

           Что можно порекомендовать мамам?

       Во-первых, отказаться от роли жертвы и не замыкаться на ребёнке. Надо жить пол­ноценной жизнью, понимая, что только сча­стливый человек может воспитать счастли­вых детей.

       Во-вторых, максимально способствовать встречам ребёнка с отцом.

       В-третьих, если отец умер или отказыва­ется встречаться с ребёнком, постараться включить в систему воспитания мужчину. Это могут быть дедушка, родной дядя, друг семьи. Важно, чтобы у ребёнка был образец для идентификации. Но при этом не следует дискредитировать образ отца.

       В-четвёртых, подумать о возможности но­вого брака. Если ребёнку удастся завязать дружеские отношения с новым членом се­мьи, это положительно отразится на его дальнейшем развитии.

 

Материал подготовил

педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

свернуть

Как справиться с гиперактивным ребенком?

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно, может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей.
развернуть

  Очень часто такие дети испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка. Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.

       Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Следует отметить, что не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности.

 

Ошибки, с которыми сталкиваются родители:

  1. Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы).
  2. Недостаток эмоционального тепла.
  3. Отсутствие знаний и навыков управления агрессией.
  4. Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.

 

 

Пути преодоления гиперактивности у детей:

  1. Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.
  2. Составить список запретов и четко следовать ему.
  3. Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
  4. Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).
  5. Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).
  6. Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.
  7. Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
  8. Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов).
  9. Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
  10. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
  11. После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.
  12. Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно спокойно прогуляться, поговорить с ребенком, выслушать его рассказ.
  13. Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.
  14. Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.
  15. Учитесь общаться со своим ребенком. Любите его. Говорите ему ласковые и ободряющие слова, чаще обнимайте.

                     

      Материал подготовил

педагог-психолог Балян Виктория Викторовна

свернуть

Семь правил для родителей при наказаниях.

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть
  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Информацию подготовил педагог-психолог Балян В.В

свернуть